Краткое содержание Паустовский Скрипучие половицы. Половицы скрипят
Паустовский, "Скрипучие половицы": краткое содержание
Вековечная мучительная тема русской литературы - как лес (сад) вырубали – продолжена К. Г. Паустовским в «Скрипучих половицах».
Лес – живой. Кого этим удивишь? Но лес у Паустовского порой так нарочито жив, что дает колоссальный импульс режиссеру школьной киностудии в его фантазиях и философских раздумьях. В самом деле, ведь идеальные метафоры мало вдохновляют на творчество.
«Не можем препятствовать законной выгоде»
Композитор Чайковский творит, уединившись в окруженной лесом усадьбе. Лесник Василий приносит злую новость. Заезжий купец Трощенко, новый владелец "профуканных" помещиком угодий, решил: лес – под топор. Чайковский мчится к губернатору. Тот разводит руками: препятствовать выгоде от законной собственности не можем. Композитор пробует перекупить лес. Предлагает купцу вексель под завтрашние свои шедевры. Тот требует наличные. Их нет. Лес неутомимо валят. Но Трощенко вдруг оказывается у порога дома, где еще вчера звучала музыка. Передумал? Большая рубка пошла не так? Но композитор уже уехал. В Москву. А потом – и в Петербург? В столицу, к государю императору с прошением? Может быть. Финал – открытый.
Таким мог бы быть сценарий потенциального фильма «Скрип» с философской подоплекой по мотивам произведения Паустовского «Скрипучие половицы».
Думы Чайковского
По ходу развития темы нависшего над лесом топора автор читает мысли композитора. И тот выглядит неискренним, когда рассуждает о «воспитательном воздействии» природы и связывает сбережение леса с могуществом государства. «Выразить поэзию страны». «Спасти уголок земли». «Потомки никогда не простят нам…». Есть в рассказе несколько надутых мест о поруганной красе земной и могучем влиянии лесов. Дело не в том, что композитор не мог думать о судьбах потомков. Очень даже мог. Но он вряд ли думал о них в напыщенном стиле, который исключает личное переживание.
Высшие люди
Не менее странно и то, как видит значение творчества - глазами Чайковского – Паустовский в «Скрипучих половицах». Любимый поэт композитора – Пушкин. Все музыкальные сочинения, уже написанные – это дань Александру Сергеевичу, народу и друзьям. И дань, как замечено, небогатая. Наверное, есть читатель, которому не скучны подобного рода пассажи. Нельзя же со скукой смотреть на иконы. Вспомним роман Чернышевского. Читать «Что делать?» скучно, но интересно. Мы осведомлены, что высших людей нет. Но они так нужны нам. Не как пастыри, нет. А как те, кто решает вопрос о смысле жизни. Вопрос, который мучает каждого живущего. Нам нужна уверенность классицизма и романтический порыв одновременно. Чтоб не сомневаться никогда: долг – это и есть вершина счастья. А какова жизнь на самом деле, мы хорошо знаем.
Скрипучая жизнь
У Паустовского в «Скрипучих половицах» скрипят не одни половицы. Платье горничной в губернаторском доме накрахмалено до скрипа. «Существующие законоположения не дают возможности» - скрипуче говорит и скрипуче живет хозяин дома. А слуги - подскрипывают. В скрипучих сапогах ходит Трощенко, наглый купец из Харькова, который и затеял весь этот лесоповал. Ударит обухом топора по стволу - дерево поет, и слышит он свою песню, ту, что сливается со звоном монет. А музыка… От нее следа-то нету. Еще скрипит паром на переправе по пути домой после бесполезного визита к губернатору. Жизнь повинуется скрипу пяти шатких половиц, которые так старательно пытается обойти в своем доме главный герой рассказа Паустовского «Скрипучие половицы».
Откуда берется музыка?
Это один из ключевых вопросов произведения.
Когда американского фантаста Роберта Шекли спросили, где он берет свои сюжеты, тот остроумно ответил: дескать, знай где – набрал бы больше. Чайковский в рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» дает иной ответ на похожий вопрос восторженного студента: тайны нет. А есть работа. Такой ответ был дан то ли в воспитательных целях, то ли от смущения. Но да, в рассказе есть это: работа, работа, работа. Не щадя себя. Как у вола. Как у поденщика. Отсюда и вдохновение. Ой ли?
Там, где цветет иван-чай
Тайна все же есть. Откуда музыка? «Гимновая» стилистика рассказа (в согласии с природой вскормленная народная сила, лирическая сила лесной стороны), казалось бы, подсказывает прямолинейный ответ – из леса. Но по большому счету не так уж важно, где Паустовский со своим героем находят источник вдохновения. Тайна и есть тайна. Главное – существует альтернатива проклятой скрипучей жизни. Есть гармония. А где ее источник, думайте сами. Свой ответ дает Паустовский в «Скрипучих половицах».
Что цветы гвоздики напоминают пух клочьями, а свет падает пластами – образы мало о чем говорящие. Они и не копируют цветы и свет, и не показывают свет и цветы такими, какими их создал Бог. В чем же магнетизм?
Современный человек мегаполиса вряд ли разделит терзания тех, кто плачет по срубленной березе. Человеку мегаполиса не суждено знать дорогу к Рудому Яру, которую знает Чайковский во всех подробностях - мимо цветущего около пней иван-чая, через сломанный мост и мелколесье. Человеку мегаполиса не хаживать этой дорогой. Современный защитник природы обмеряет леса шагами пользы и прямой дорогой идет к моральному утилитаризму. А Чайковский помнит лесную дорожку так, как может ее помнить только ребенок. И этот щемящий факт затмевает некрасивые красивости в виде клочьев и пластов. И нарочито-горестные раздумья о судьбах государства российского в связи с поруганной природой.
Этого ребячьего мироощущения давно нет у либерального губернатора с припухшими глазами. Оно, это мироощущение, переродилось в наглый коммерческий азарт у купца Трощенко. Что предложил Чайковский в «Скрипучих половицах» Паустовского дельцу? Векселя – возможно, под «Пиковую даму» или «Щелкунчика». Вместо наличных? Смешно! Так что же, взрослеть не надо? Надо. Высшими людьми, создающими неуничтожимые ценности, не рождаются. Так взрослеет в рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» Феня, которая подошла к дому композитора с земляникой и заслушалась. Так взрослел вырастивший этот лес Василий. И, будем думать, еще и молодежь в доме либерала-губернатора.
А если не так, то выходит сплошное палачество. Как воры разбегаются лесорубы от падающей сосны. Кто отправил их на воровство? Дисгармоничные люди. И плохие хозяйственники, конечно - сначала надо бы рубить мелкий лес, чтоб дать простор падению сосны-великана. Все у них дисгармонично. Даже колонны на губернаторском доме облупленные. Иное дело – дом композитора.
Дом
Он рассохся, как старый рояль. Но он скучает без музыки. Ждет. И поет, когда хозяин за роялем. А старая люстра отзывается. Резонансы – тончайшие. Этот дом, он окружен защитным поясом. Живой стеной. Теплой и надежной.
Ирония бумерангом
Кульминация рассказа Паустовского «Скрипучие половицы» - разговор дельца и композитора. Диалог построен на иронии. Причем, иронии обратной. Трощенко фонтанирует афоризмами, которые, казалось бы, должны сразить композитора. У купца шуба «не подбита благородством», зато деньги есть. Композитор - персона «из возвышенных сфер», а торговаться-то не умеет. Купец не живет в «эмпиреях», зато он – в чести. Трощенко согласен: да, он маклак. Но, кто же тогда тот, кто пришел на поклон к нему, маклаку? Создатель «воздушной вещи». Ведь музыка-то – дым. «Всегда при мне» - это купец о своем уме. Но почему смешон не проситель, а важный купец. Комический эффект возникает из-за несоответствия масштабов личности. Незначительный купчик насмехается над признанным гением с мировой славой. Это и смешно. Одной лишь разницы в «общественном положении» достаточно для комизма.
Исторические параллели
Все сходится на том, что «музыкальный» рассохшийся дом – это дом в селе Фроловском близ Клина. В последние годы своей жизни Чайковский подыскивал то одно, то другое «убежище». В одном из писем он называет это место «раем» - после столиц и заграничных путешествий. Запущенный сад. Дальше – лес. И такие дали! Вырубить лес распорядилась сама хозяйка усадьбы, которую арендовал композитор.
В беллетристике биографической Чайковский той поры предстает… Ну, мы читывали биографии замечательных людей. Для кого они пишутся? Для людей незамечательных. Кто не без довольства подумает по прочтении: «Ну, я-то не такой мелочный, озабоченный, слабый. И с желудком вроде бы пока все в порядке». Если бы можно было материализовать гибрид творческих мук и превратностей судьбы, его обязательно выставили бы в кунсткамере. Да, наверное, композитор не был высшим человеком. Но и был, потому что высший человек – это высшее в человечестве.
Видимо, именно во Фроловском Чайковский сочинял, например, симфонию № 5, которую бесцеремонный биограф пропечатает своим клеймом - «не то», а исполнители будут чесать затылки: «как играть?». Рок подчинился радости или празднует свою победу? Трактовки противоположные.
Вымысел как настоящая жизнь
Образы литературные действуют избирательно и толкуются по-разному. Страшный миг смерти – это о падении срубленного дерева. Кто-то восхитится: «Сильно сказано!». А кто-то поежится от искусственности фразы. Но изящество слога несущественно в важной депеше: оставьте природе ее умения – родить, расти, быть совершенной и самодостаточной. А человеку… Паустовский подумывал о необычной автобиографии. Вымышленной. С какими бы людьми сошелся на путях-дорогах! Сколько бы всего свершил!
Fortissimo
Забыв шум леса, заворожено внимая рокоту космодромов и шуршанию бесшумной бытовой техники, мы смиряемся со скрипом шатких половиц. Бьемся за себя в макромире, где уже нет гармонии. Один скрип. И половицы – это горящая земля под нашими ногами: так, в духе Паустовского (у него земля лишь сотрясается), и сыграем последний аккорд.
fb.ru
Краткое содержание Паустовский Скрипучие половицы за 2 минуты пересказ сюжета
Как и в остальных произведениях К.Г. Паустовского, в «Скрипучих половицах» автор затрагивает тему Родины, тему России. Паустовский восхищается красотой русской природы и делится с читателями своими чувствами и личными переживаниями за судьбу страны и благополучие ее народа. Важной особенностью авторского повествования является красочное, живое и проникновенное описание природы. При этом оно никак не отделено от человеческого бытия, и всегда находится в гармонии с тем состоянием души, которое человек испытывает в тот или иной период своей жизни.
«Скрипучие половицы» - это название первой главы «Повести о лесах», написанной К.Г. Паустовским в 1948 году. Лейтмотивом всего произведения является проблема истребления русских лесов. Именно в первой главе автор гневно осуждает хищническое отношение людей к прекрасным дарам природы. В центре повествования первой главы находится небольшая зарисовка из жизни Петра Ильича Чайковского.
Он живет в старом деревянном доме вдалеке от людей. Вокруг него – тишина, а в душе царит покой и умиротворение. Рядом - сосновый лес, прекрасные пейзажи дарят композитору вдохновение, и даже воздух пропитан музыкой и благодатью. Безусловно, образ композитора в рассказе не претендует на полное соответствие прототипу, и взят Паустовским для усиления писательской мысли и создания пущего эмоционального эффекта и придания эстетики происходящему. Это скорее выдуманный персонаж со своей выдуманной историей, нежели реально существовавший композитор Чайковский. Однако этот факт нисколько не умаляет художественной ценности произведения, не отрицает его глубину и не лишает правдоподобности.
Дом композитора действительно был очень старым и совсем рассохся от жары. Но та атмосфера тепла и уюта, что царила в нем, буквально притягивала к себе, и покидать это место совсем не хотелось.
Чайковский любил свой дом, восхищался красотой леса и всего, что его окружало. Дом словно оживал в тот момент, когда композитор начинал играть на рояле. Звуки старого дерева звучали в унисон с прекрасной музыкой гениального композитора. Будто на сцене перед сотнями зрителей играет настоящий оркестр. Только одна вещь нарушала творческую идиллию музыканта – пять скрипучих половиц, которые словно бы мешали Чайковскому всякий раз добираться до музыкального инструмента. И если ему все удавалось пройти и через них и не вызвать жалобного стона, на лице его появлялась довольная улыбка. В отличном настроении Чайковский приступал к работе.
Ночами по всему дому раздавался скрип старого дерева, повторяя звуки дневной музыки. Композитор всегда мечтал создать композицию, подобную этой. Чайковский всегда старался как можно глубже и ярче передавать те незабываемые эмоции, что дарила ему красота сельской местности. Всю свою жизнь он посвятил Родине, запечатлевая в музыкальных произведениях чудесное очарование русских полей и лесов.
Именно об этом рассказывает первая глава «Повести о лесах». Жизнь человека, его творчество и красота природы – вещи неразделимые и с равнодушием несовместимые.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Паустовский. Все произведения
Скрипучие половицы. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Лондон Северная Одиссея
Рассказ Джека Лондона «Северная Одиссея» был написан в 1899 году, он входит в цикл «Северные рассказы». В этом рассказе вновь встречаются два частых персонажа историй Джека Лондона - Мэйлмют Кид и Стэнли Принс.
- Краткое содержание Алданов Чертов мост
В книге автор рассказывает о повседневной жизни Суворова, и раскрывает ее скрытые мотивы. Несмотря на его победоносный характер и великое звание Полководец, он оказывается замешан в грязные махинации доблестной австрийской армии
- Краткое содержание Уэллс Пища богов
Научно-фантастическое произведение «Пища богов», написанное английским писателем Гербертом Джорджем Уэллсом, рассказывает об изобретателях «чудо-еды», которая преобразовывала живых существ.
- Краткое содержание Роковые яйца Булгаков
События фантастического произведения «Роковые яйца» разворачиваются в Советском Союзе в 1928 году. Талантливый зоолог профессор Владимир Ипатьевич Персиков открывает необычный «луч жизни»
- Краткое содержание Гоголь Ревизор очень кратко
В уединённом маленьком городке собираются все чиновники. Начальник уездного города объявляет, что к ним с проверкой секретно едет ревизор. Все начинают обеспокоенно обсуждать эту новость, гадая, что же послужило причиной для проверки
2minutki.ru
Если скрипят полы | РемонтСами!
Август 07, 2016 Нет комментариев
Деревянные полы могут скрипеть по разным причинам. Иногда проблема заключается в том, что напольное покрытие было изначально недостаточно хорошо прикреплено к основанию. В других случаях сезонные циклы разбухания или усадки дерева, связанные с колебанием температуры и влажности воздуха в помещении, заставляют половицы тереться друг о друга. Если скрип вызван образованием щели между досками настила, можно попробовать сухую смазку. Для этого нужно найти «шумные» половицы и основательно засыпать их тальком или графитом. Излишки талька удаляются тряпкой. Если пол начищен жидким воском, вполне реально этим же воском залить щели.
Причиной скрипа может быть зазор между настилом пола и лагами основания. Если есть возможность подобраться к полу снизу, например через подвальное помещение дома, нужно с фонариком спуститься в подпол и найти место, где настил скрипит. Теперь остаётся только аккуратно забить широкий клин или тонкий деревянный вкладыш в пространство между полом и лагами, толкая настил вверх, чтобы устранить прогиб. А для того, чтобы клин не выпадал, перед забиванием стоит нанести на его обращенную вверх сторону столярный или монтажный клей.
Если между напольный покрытием и находящимся под ним основанием есть зазор и имеется доступ к полу снизу, в половицы вворачивают шурупы-саморезы (только не насквозь!) через «чёрный» пол. Перед началом работы кто-то ещё должен встать на проблемный участок пола сверху. Для работы подойдут шурупы длиной не более 3 сантиметров с ограничительными шайбами.
Если работать под полом возможности нет, тогда используют саморезы длиной около 6 сантиметров, чтобы крепко соединить обе поверхности. Для того, чтобы дерево не расщеплялось, придётся просверлить в половицах базовые отверстия диаметром чуть меньше, чем сечение саморезов. Дрель нужно держать под углом к центру половицы — наклон помогает удерживать доску в нужном положении, не давая ей подниматься. После того, как отверстия высверлены, второй работник должен встать на разболтанную половицу, чтобы плотнее прижать её к «чёрному» полу. Теперь самое время ввернуть саморезы. Отверстия следует замазать шпатлёвкой для древесины, по возможности подобрав тон под цвет пола.
Если пол ходит ходуном, скорее всего его плохо держат лаги основания. Справиться с этим легко при наличии к ним свободного доступа, например из подвального помещения.
Необходимо прибить фанерные полосы с одной стороны каждой лаги. тем самым усиливая её и не давая прогибаться, при этом гвозди забивают вдоль прикрепляемых полос по диагонали сверху вниз и снова вверх — получится зигзагообразная линия, похожая на зубцы пилы. Если проблему не удалось решить, придётся прибить такие же полосы с другой стороны лаг.
Загрузка...Похожие материалы:
remontsami.ru